Использование мнемотехники при коррекционной работе позволяет развивать ассоциативное мышление и память дошкольников. А обработки логопедических сказок-связок на основе мнемотаблиц- автоматизировать произношение определенных звуков в речи детей.
Мнемотехника (или мнемоника, с греческого «mnemonikon» — искусство запоминать) — это совокупность приемов и способов, которые упрощают запоминание и увеличивают объем памяти. Это происходит благодаря образованию ассоциаций, упорядочению информации в виде комплексных визуальных образов.
Использование приемов мнемотехники задействует наблюдательность и образное мышление: дети осознанно создают ассоциативные связи между объектами.
Специалисты-мнемонисты отмечают: мозг человека лучше запоминает зрительные образы, поскольку основой психических процессов является визуальное (образное) мышление, а также связи между объектами (текстом, цифрами и т.д.).
Мнемотехника помогает детям:
управлять процессом запоминания, совершенствовать свою речь, способствует развитию ассоциативного и образного мышления, внимания. Чаще всего запоминания происходит непроизвольно, когда какой-то предмет или явление попадает в поле зрения ребенка и вызывает оживленную реакцию. Информация «обрастает» ассоциативными связями и закрепляется в памяти. Если же ребенок пытается изучить и запомнить то абстрактное, не подкрепленное картинкой, ассоциацией — на успех рассчитывать не стоит.
Использование в коррекционной логопедической работе приемов мнемотехники помогает педагогам: расширять словарный запас детей, развивать навыки словообразования, закреплять правильное звукопроизношение способствовать развитию у детей — связной, экспрессивной и импрессивной речи, умение работать по образцу, правилами; слушать взрослого и выполнять его инструкции — это одно из сложных задач для детей с особыми образовательными потребностями навыков «перекодировка» информации, «перевод» визуальных символов в связный устный текст, умение самостоятельно применять мнемотехнические приемы.